Апрель 19, 2017

Мозг и абстракция.

Эволюция человеческого мозга, около 30 000 лет тому назад, привела к появлению и развитию восприятия людьми искусства и живописи. Произведения искусства вызывают определенные изменения в работе нейронов головного мозга, помогая нам адоптироваться и приспосабливаться к миру окружающему нас в условиях реальности и изменчивости. Зрительные образы, которые мы наблюдаем ежедневно, решают конкретные задачи в данный момент жизни. И данная зрительная информация должна быть максимально понятна и проста для принятия правильных решений и выживания, например перебежать через дорогу. А произведения искусства свободные от жестких критериев оценки, имеют большую степень свободы в оценке и восприятии. Знание этих механизмов важно для невролога и невропатолога.

Мозг и абстрактное искусство.

Произведения искусства, особенно абстрактное, современное, «оторваны» от реальной жизни и позволяют трактовать их со многих позиций. Вспомним работы Пабло Пикассо и Сальвадора Дали, где представленные образы разрушают наш реальный зрительный мир, который мы видим вокруг себя изо дня в день. Многие произведения разрушают законы физики, например работы Марка Шагала, где летают люди. Будучи довольно новым изобретение человечества - абстрактное, современное искусство, выполняет определенную, востребованную для человеческого мозга роль. Почему и зачем это нужно для мозга современного человека?

Каждый наш познавательный, умственный, эмоциональный акт и опыт создают в мозге четкие нейрональные связи и паттерны. От их стабильности и надежности зависит наше ежедневной выживание и соответственно данные системы должны быть довольно жестко ограничены. По данным фМРТ и ЭЭГ мы можем видеть активацию конкретных зон мозга и их четкие взаимосвязи. А абстрактное, современное искусство не вызывает такой однозначной активации зон мозга и картина более хаотична, менее предсказуема. Вовлекаются в процесс восприятия таких работ большее количество мозговых центров, связей возникает больше и при этом они менее стабильны. Наиболее активируются - левая лобная область, билатерально височные зоны, лимбическая системы, инсула и т.д. Так же показано что когнитивные вызванные потенциалы различаются по латентности, по другому происходят движения глаз при рассматривании абстрактных картин.

Таким образом потребность мозга в абстрактном, современном искусстве определяется активацией специфичных когнитивных процессов, включением новых зон мозга, формированием новых связей. Человек как бы сходит с проторенной дорожки и ищет новые пути.

Pihko, E., Virtanen, A., Saarinen, V. M., Pannasch, S., Hirvenkari, L., Tossavainen, T., et al. (2011). Experiencing art: the influence of expertise and painting abstraction level. Front. Hum. Neurosci.

Mantini, D., and Vanduffel, W. (2013). Emerging roles of the brain’s default network. Neuroscientist 19, 76–87.

Vessel, E. A., Starr, G. G., and Rubin, N. (2012). The brain on art: intense aesthetic experience activates the default mode network. Front. Hum. Neurosci.

Мозг и абстрактное искусство.1

Комментарии профессора, д.м.н. Р.Ф.Гимранова.

"Безусловно, роль абстрактного, современно искусства в формировании нестандартного, революционного мышления важна. Классическое искусство как бы подтверждает ваши паттерны, которые сформировались и получили позитивную оценку мозгом. Но надо помнить о большой вариабельности человеческого мозга, разном жизненном опыте, которая определяет индивидуальность каждого из нас. И это может вносить существенные различия в оценку абстрактной, современной живописи. Мы часто рекомендуем нашим пациентам схемы по изучению как классического, так и абстрактного искусства для восстановления функций мозга".