Февраль 12, 2017

Развитие речи у младенцев

Оказывается, что еще не говорящие маленькие дети могут понимать многие слова. Проведенные исследования ученными из University of California, San Diego (K. E. Travis, Eric Halgren, Jeff Elman) с помощью передовых технологий МРТ и МЭГ, показали такую возможность. У детей, в возрасте от 12 до 18 месяцев, при прослушивании слов, активировались те же мозговые структуры, что и у взрослых людей. При этом временные характеристики прохождения и обработки информации в мозге были схожими. Кроме того, эти младенцы могут довольно просто отличать слова от простых шумов, не имеющих смысла. Дети используют аналогичные мозговые механизмы, что и взрослые, в том числе и когнитивные «базы данных», которые со временем взросления обновляются.

Ранее, многие ученные и медики считали, что младенцы в процессе развития речи используют различные мозговые механизмы обучения словам и речи, а в процессе обучения и взросления эти структуры и механизмы изменяются. Определение участков мозга ответственных за обучение языкам было затруднено в связи с отсутствием убедительных данных о процессах становления речи в развивающемся мозге. Было известно, что две зоны в левом полушарии мозга, Брока и Верника, у взрослых людей тесно связаны с речью и их повреждение ведет к потере речевых навыков, в то же время у детей такие поражения могут приводить к не столь существенным дисфункциям. В связи с этим, предполагали о возможности дифференцировки функций речи между левым и правым полушарием и различными зонами мозга только по мере становления и развития речи. На первом этапе эксперимента исследовали возможность дифференцировки мозгом младенца слов и шума, при этом и слова и шум имели одинаковые акустические и временные характеристики. На втором этапе определяли, могут ли не говорящие дети различать и понимать смысл слов, для этого при звучании определенных слов показывали картину соответствующую или не соответствующую данному слову (слово «собака» — картина «собака», слово «собака» — картина «дом»). Мозговая активность четко указывала на более высокую амплитуду ответов при правильном сочетании слов и картинки. Несовпадающие слова и картинки так же вызывали реакцию в левой лобно-височной области, но со значительно меньшей амплитудой. Для более правильной трактовки полученной информации аналогичные исследования провели у взрослых людей и получили такие же данные.

K. E. Travis, M. K. Leonard, T. T. Brown, D. J. Hagler, M. Curran, A. M. Dale, J. L. Elman, E. Halgren. Spatiotemporal Neural Dynamics of Word Understanding in 12- to 18-Month-Old-Infants. Cerebral Cortex, 2011.

Комментарии профессора Р.Ф.Гимранова.

«Механизмы речевых функций у взрослых людей более понятны, изучена роль и зон Верника и Брока, в том числе при доминантном левом и правом полушарии. В свое время и мы проводили для этого сотни прямых электрических стимуляций мозга во время нейрохирургических операций и сравнивали психофизиологическими данными, полученными до и после операции. У детей в процессе становления речи данные механизмы были не понятны. Эти новые данные позволят создать диагностические тесты для выявления различных вариантов задержек речевого развития, в том числе и при аутизме. Мы почти 20 лет проводим стимуляцию речевых центров у детей с задержками развития с учетом не только анатомических данных (определенные области мозга и извилины, ассоциативные зоны и т.д.), но и с учетом индивидуальных амплитудно-временных характеристик биоэлектрической активности мозга конкретных речевых центров. По нашему мнению именно поэтому почти всегда мы получаем положительную клиническую динамику. Полученные данные позволят нам улучшить схемы лечения и еще эффективнее использовать стимуляцию мозга у детей с задержками речевого развития».

 

ПЕРЕЙТИ К СПИСКУ ВСЕХ НОВОСТЕЙ