Февраль 12, 2017

Слепые и речь

Когда ваш мозг сталкивается с сенсорными стимулами, такими, как аромат утреннего кофе или звук автомобиля, информация попадает в соответствующие области мозга для дальнейшей обработки и анализа. Аромат кофе анализируется в обонятельной коре головного мозга, а звуки обрабатываются в слуховой коре. Разделение труда в мозге заложено генетически. Однако, все больше данных о том, что некоторые участки мозга могут брать на себя функции, которые генетически не были заложены. В 1996 году при исследовании людей ослепших в младенчестве, было показано, что зрительная кора могла участвовать в невизуальных функциях – чтении шрифта Брайля. Современные исследования, в Massachusetts Institute of Technology, показали, что у лиц, родившимися слепым, зрительная кора может участвовать в процессах свзанных с речевыми функциями. Сделан вывод о том, что зрительная кора может резко изменять свое функциональное назначение в виде обработки зрительной информации на участие в процессах речевых функций. Так же опровергнута идея о том, что речевые функции контролируются только генетически определенными, узкоспециализированными областями мозга. Неврологи знают, что две специализированные области мозга, зона Брока и Вернике, участвуют в процессах речи. Ранее, профессор Mriganka Sur показал на животных, что сенсорные зоны мозга могут менять свои свойства. Если при рождении, хирургическим путем, подключить глаза к слуховой коры, то в последующем там будет происходить обработка изображений, а не звуков.

Слепые и речь

В настоящем исследовании ученые изучали, при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии, как функционирует зрительная кора у слепых в процессе обработки лингвистической информации. Исследование не опровергает идею о том, что зоны Брока и Вернике активно участвуют в речевых функциях, а показывают высокую пластичность головного мозга. Можно сказать, что у слепых это результат перераспределения сенсорных функций. Отмечается более активное участие в речевых функциях у слепых людей левой зрительной коры. Чаще всего речевые центры Брока и Вернике находятся именно в левом полушарии. Предполагается, что такое перераспределение дает слепым людям преимущество в обработке речевых процессов. Исследователи планируют дальнейшие работы в этом направлении с использованием сложных языковых задач и речевых тестов. А так же попытаются понять когда и как, у слепых детей, начинают активироваться данные пластические процессы.

 

Marina Bedny, Alvaro Pascual-Leone, David Dodell-Feder, Evelina Fedorenko and Rebecca Saxe. Language processing in the occipital cortex of congenitally blind adults. Proceedings of the National Academy of Sciences, 2011.

Комментарии профессора Р.Ф.Гимранова.

«Результаты полученные в данном исследовании предсказывались еще Иван Петровичем Павловым и Петром Кузьмичом Анохиным. П.К.Анохин провел много экспериментов в этом направлении и показал реальные возможности пластичности мозга. Прошло более полувека, и открываются ранее невостребованные, особенно если это из России, знания. В 90-е годы мы на практике показали возможности пластических перестроек в мозге у слепых детей и взрослых с атрофиями зрительных нервов. При этом по данным КТ и МРТ у некоторых детей почти отсутствовала зрительная кора. А результат лечения, активации пластических процессов при комплексной стимуляции мозга, появление и улучшение зрения. В последующие годы аналогичные данные мы получали и с другими сенсорными, моторными и речевыми центрами. Вероятно, через лет 15-20, подобные терапии начнут активно применять и на западе, но только с более красивой этикеткой.»

 

ПЕРЕЙТИ К СПИСКУ ВСЕХ НОВОСТЕЙ