+7(499) 341-41-14
+7(499) 720-49-40

+7(495) 232-00-10
+7(499) 720-46-50

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. СДВГ.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD), сокр. СДВГ, иногда синдром гиперактивности и дефицита внимания - СГДВ) представляет собой неврологическое заболевание, которое в первую очередь характеризуется поведенческими нарушениями и развивается у детей. Основные признаки данной патологии – нарушение сосредоточения внимания, повышенная активность, импульсивное поведение, не поддающееся управлению.

Вопрос диагностики и терапии синдрома гиперактивности и дефицита внимания вызывает дискуссии с 1970 года. Его существование ставится под сомнение некоторыми врачами, политиками, педагогами, родителями, представителями прессы и телевидения. Имеется точка зрения о том, что такой патологии в принципе нет, и что за болезнь выдаются некоторые особенности наследственности и физиологии ребенка. Встречает сопротивление и применение стимулирующих лекарств при лечении синдроме гиперактивности и дефицита внимания .

Общая информация

В неврологии синдром гиперактивности и дефицита внимания считается устойчивым синдромом, имеющим хроническое течение и не поддающимся современным методам терапии. По статистике США, данное состояние имеет место у 3%-5% всего населения, среди которого присутствуют и дети, и взрослые люди.

Критерии диагностики, которые были повсеместно приняты в 2007 году, позволяют выявлять синдром гиперактивности и дефицита внимания в позднем дошкольном возрасте. Это обусловлено тем, что поведение ребенка необходимо анализировать, наблюдая за ним не только дома, но и в еще какой-либо обстановке, например, в школе. При этом для постановки диагноза обязательно выявление расстройства обучения и социальной адаптации. Не все специалисты уверены в том, что поставить диагноз синдрома гиперактивности и дефицита внимания можно объективно, назначив при этом необходимую терапию. На этот счет ведутся жаркие споры. Так, до настоящего времени не разработано критериев, в соответствии с которыми можно было бы оценить каждый имеющий место симптом и включить его в общую картину заболевания. Известный психиатр Сидни Уокер III придерживался мнения о том, что гиперактивность является не заболеванием, а «преступной фальсификацией докторов, не имеющих понятия о том, что на самом деле происходит с детьми».

Распространение

В основном синдром гиперактивности и дефицита внимания распространен среди мальчиков. Соотношение между ними и девочками, по данным различных исследователей, составляет от 3:1 до 9:1. Такой разброс обусловлен тем, что исследования производились в соответствии с разными критериями, при этом использовались различные методики и группы детей. От этих погрешностей зависят и колебания распространенности синдрома гиперактивности и дефицита внимания , которая равна, согласно разным авторам, 1-30%. Скоре всего, среди школьников заболевание встречается с частотой 10-15%, а соотношение мальчиков и девочек равно 2,8:1- 3:1.

Критерии диагностики

На данный момент для диагностики синдрома гиперактивности и дефицита внимания в основном имеет значение психологический портрет ребенка, выходящий за рамки обобщенного. Отдельные симптомы патологии непостоянны.

Импульсивность

Импульсивность – второй по значимости признак синдрома гиперактивности и дефицита внимания после нарушения внимания. Ребенок не полностью контролирует свое поведение, выполняя то или иное поручение. Например, в клинике такие дети сразу же бросаются хаотично выполнять просьбу, не дослушав ее до конца или поняв отдельные ее моменты несколько по-иному. Это приводит к появлению таких качеств, как невнимательность, небрежность, легкомысленность и беспечность. Большинство детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания упускают из внимания негативные последствия, к которым могут привести их действия в той или иной ситуации. Для того чтобы проявить перед сверстниками или взрослыми характер, они предпринимают безрассудные действия, зачастую связанные с немотивированным риском. Этим обусловлена частая встречаемость травм и отравлений среди данной группы детей. Намного чаще у детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания бывают ситуации, когда они случайно повреждают и ломают предметы, принадлежащие другим людям.

Зачастую синдром гиперактивности и дефицита внимания сочетается с психологическими и неврологическими проблемами иного характера. Например, среди таких больных намного более распространен синдром Туррета.

В соответствии с общепринятой классификацией DSM-IV, выделяются следующие критерии постановки диагноза синдрома гиперактивности и дефицита внимания :

1. В качестве основного симптома может присутствовать пункт А или В:

А. Невнимательность должна проявляться в виде шести представленных ниже признаков (либо большего количества), которые имеют место более полугода и имеют такую степень выраженности, которая приводит к социальной дезадаптации среди сверстников.

  • Ребенку сложно сконцентрироваться в любом деле на мелочах. При выполнении заданий дома или в школе он часто ошибается именно из-за своей легкомысленности и невнимательности.
  • В процессе выполнения задания или игры затруднено удержание внимания на том или ином предмете.
  • Зачастую кажется, что ребенок вообще не слушает, о чем с ним разговаривают.
  • Ребенку с СДВГ очень сложно следовать правилам и инструкциям, поэтому у него возникают затруднения в выполнении школьных заданий и работы по дому. При этом у него нет негативного настроя по отношению к работе, просто он неспособен проявить должное внимание.
  • Не способен самостоятельно рационально организовать порученную ему работу.
  • Ребенок с СДВГ стремится не заниматься теми видами работы, при которых необходимо длительно проявлять умственное напряжение, что может проявляться как в школе, так и дома.
  • Зачастую больной с СДВГ теряет различные предметы, как дома, так и в школе. Это могут быть школьные принадлежности, игрушки, личные вещи и др.
  • Если во время выполнения заданий возникают посторонние раздражители, то ребенок легко переключает на них внимание.
  • Отличительное качество детей, имеющих синдромом гиперактивности и дефицита внимания – забывчивость.

В. Гиперактивность. В случае с гиперактивностью для диагностики СДВГ также необходимо выявить не менее шести ниже указанных симптомов, имеющих место у больного в течение полугода и более. При этом они также должны нарушать адаптацию в социуме.

  • В кистях и стопах часто возникают движения, чем-то напоминающие навязчивые. Про таких детей говорят «постоянно вертится, как юла».
  • Во время уроков может встать из-за парты, и вообще, может покинуть свое место тогда, когда этого делать не разрешается.
  • Совершает большое количество беспокойных действий, не имеющих цели: верчение на месте, бег, стремление куда-либо залезть. Это происходит даже в тех ситуациях, в которых делать этого нельзя.
  • Не способен заниматься чем-либо тихо, всегда подвижен, шумен, как во время игры, так и занятий.
  • Таких детей с СДВГ очень редко можно увидеть сидящими, в состоянии покоя.
  • Болтлив, постоянно задает вопросы, или что-то рассказывает.

Импульсивность ребенка с СДВГ проявляется в следующем:

  • Ответы на вопросы без предварительных раздумий, а иногда и не выслушав полностью самого вопроса.
  • Не любит стоять в очереди, либо покидает ее, либо стремится пролезть вперед.
  • Приставучий, вмешивается в чужие игры и разговоры, чем мешает окружающим.

2. Все вышеперечисленные признаки или некоторые из них (невнимательность, гиперактивность, импульсивность) становятся очень хорошо заметны, причиняют неудобства окружающим людям, что проявляется до того, как ребенок достиг семилетнего возраста.

3. Вся вышеперечисленная симптоматика имеет место в двух различных обстановках, чаще всего дома и в школе.

4. Очень важный признак СДВГ – это нарушение социальной адаптации, которое затрудняет контакты с взрослыми и сверстниками, и установлено во время клинического осмотра ребенка.

СДВГ у взрослых

Как показывают социальные исследования, большая часть детей, страдающих синдромом гиперактивности и дефицита внимания , переносит свое заболевание и в более зрелый возраст. Процент таких больных, по данным различных источников, составляет от 30% до 70%. У части пациентов патология не была в свое время диагностировано, поэтому они могут всю жизнь гадать, чем же обусловлено нарушение их внимания, социальной адаптации, установление контактов, списывая эти нарушения на самые разные причины.

В 2006 году в США, в Гарварде, было проведено исследование. Всего было осмотрено и опрошено около 3000 человек, в ходе чего установлено, что СДВГ страдают 4,4% взрослого населения. При проведении работы специалисты руководствовались критериями DSM-IV. Риск заболевания увеличивается среди людей мужского пола, коренных европейцев, имевших в прошлом семью и работу, но лишившихся всего этого. Во время исследования, проведенного ранее (966 человек было осмотрено в США), но с более жестким подходом к критериям диагностики DSM-IV, было предположено, что частота распространения синдрома гиперактивности и дефицита внимания в популяции составляет 2,9%. При этом врачи руководствовались не только основными критериями, но и подпороговыми. В целом во время всех исследований установлена тенденция к снижению частоты СДВГ с увеличением возраста.

Кроме того, распространенность синдрома гиперактивности и дефицита внимания среди взрослого населения определяется также и наличием иных психологических нарушений. Например, в Мексике в 2007 году было проведено исследование среди взрослых, в ходе которого выявлено 5,37% больных с СДВГ среди всех испытуемых (всего 149 человек) и 16,8% среди тех, кто на этот момент лечился у психиатра по поводу различных нарушений непсихотического характера (всего осмотрен 161 пациент). Интересен также и тот факт, что при сопутствующих психологических отклонениях соотношение мужчин и женщин с синдромом гиперактивности и дефицита внимания имеет обратную тенденцию: заболевание выявлено у 21,6% женщин и 8,5% мужчин.

Методики лечения СДВГ

В различных странах сформировались собственные подходы к терапии синдрома гиперактивности и дефицита внимания , везде имеются собственные методы. Единственное, в чем согласны врачи – это то, что лечени6е должно носить комплексный характер и подбираться в индивидуальном порядке для каждого пациента. Наиболее распространены методики нейропсихологической коррекции, модификации поведения, педагогической коррекции, психотерапии. Большинством специалистов принята точка зрения, согласно которой медикаментозную терапию следует начинать только в том случае, когда имеет место расстройство когнитивных функций, и когда имеющие место отклонения не удается устранить иными методами. На территории США популярен препарат риталин, который может вызывать привыкание. В Европе весьма распространен такой метод, как остеопатия.

Сегодня подходы к терапии синдрома гиперактивности и дефицита внимания рознятся не только на территории разных стран, но и у каждого отдельного врача.

Основные методы лечения СДВГ:

1. Нейропсихологический. При помощи него пациента как бы возвращают в ранее детство и пытаются буквально восстановить заново нейронные связи, которые до этого были созданы не совсем правильно и зафиксированы в таком состоянии. Логично, что для этого их нужно обнажить и расторгнуть, а вместо них построить новые умения и навыки, которые помогут больному удачно адаптироваться к окружающей обстановке. Это необходимо выполнить с захватом всех трех уровней высшей нервной деятельности. Это мероприятие сложное и может затянуться не на один месяц. Коррекция при помощи нейропсихологической методики, как правило, продолжается столько же, сколько беременность у женщины – 9 месяцев. В итоге мозг пациента начинает функционировать более эргономично, а значит, и эффективно. Восстанавливаются все нарушенные до этого функции, так как старые связи в ЦНС попросту перестают существовать.

2. Синдромальный метод. Когда у ребенка имеется синдром гиперактивности и дефицита внимания , и он стремится жить нормальной жизнью в социуме, то эта задача попросту превышает его возможности, так как он должен одновременно стараться сдерживать себя, сосредотачивать внимание на нужных вещах, внимательно слушать взрослых и усваивать материал. Такое обилие сложных задач не под силу даже взрослому человеку. Поэтому синдромальный метод терапии идет несколько по иному пути. Ребенок получает задание, которое будет ему по душе и предусматривает свободу действий. В этой ситуации активируется постпроизвольное внимание, связанное с заинтересованностью. Именно оно заставляет ребенка с СДВГ, например, долго сосредотачиваться на компьютерных играх.

Существует также специально разработанная категория подвижных игр, в которых одержать победу ребенку с синдромом гиперактивности и дефицита внимания поможет именно его непоседливость, импульсивность. Но для этого он должен будет в определенной степени напрячь и свое внимание. Поэтому с каждой новой игрой как бы подсознательно происходит тренировка нужных функций ЦНС. После этого можно использовать игры, направленные на развитие сдержанности. Таким образом, постепенно, осуществляется восстановление каждой функции по отдельности.

3. Бихевиоральная психотерапия, которая называется еще поведенческой, преподносит ребенку с СДВГ тот или иной шаблонный набор правил поведения и заставляет следовать ему, применяя для этого чисто педагогические способы: метод поощрения и наказания. Можно вдохновлять ребенка, принуждать его, давать определенный настрой.

4. Работа над личностью – важный момент терапии СДВГ. При этом большое значение имеет семейная психотерапия, так как именно в семье ребенок получает начальные навыки общения.

5. Фармакологическая терапия. В настоящее время вопросы ее применения при синдроме гиперактивности и дефицита внимания являются спорными, поэтому считается, что лекарства уместно применять лишь в качестве дополнительного метода лечения. Чаще всего используются психостимуляторы, среди которых на первом месте стоят амфетамин и декстроамфетамин, метилфенидат. Большим минусом этих лекарств является то, что они действуют лишь в течение 4 часов, поэтому их приходится принимать очень часто. В последнее время, к счастью, стали продаваться аналоги этих лекарственных средств, срок действия которых после приема продлен до 12 часов. Можно применять и другие препараты, например, атомоксетин.

6. Самые преспективные методы лечения это способы ведущие к функциональным перестроекам и образованиям и закрепление новых мозговых связей и функциональных систем при стимуляции мозга.

К назначению медикаментозных методов лечения при синдроме гиперактивности и дефицита внимания подходят строго индивидуально, и применяют их только в тех случаях, когда имеющие место нарушения не получается устранить при помощи других методик. При назначении психостимулятора ребенку следует проявлять повышенную осторожность, так как при использовании высоких дозировок (в частности, метилфенидат в дозе 60мг/сутки и выше) и неправильном режиме приема разовьется привыкание, в результате чего подростки будут испытывать потребность в повышенных дозах этих лекарств. В США во время исследований было установлено, что людей, страдающих кокаиновой зависимостью, в 2 раза больше среди тех, кто в детстве получал терапию психостимуляторами по поводу синдрома гиперактивности и дефицита внимания .

В Австралии, в 2010 году, после 20-летнего наблюдения за группой пациентов были сделаны выводы об отсутствии эффекта от психостимуляторов при синдроме гиперактивности и дефицита внимания .

По поводу применения психостимуляторов интересна и цитата из рекомендаций, выпущенных комитетом по правам детей ООН: «Комитет выражает озабоченность сведениями о том, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и синдром дефицита внимания (СДВ) диагностируется ошибочно, и что в результате чрезмерно прописываются психостимуляторы, несмотря на увеличивающееся количество свидетельств о вредном воздействии этих препаратов. Комитет рекомендует провести дальнейшие исследования в отношении диагностики и лечения СДВГ и СДВ, включая возможные отрицательные эффекты психостимуляторов на физическое и психологическое благополучие детей, а также в максимальной степени использовать иные формы улаживания и лечения при обращении к поведенческим расстройствам».

 Используются несколько иные лекарственные средства: ноотропы, церебропротекторы, тонизирующие лекарственные средства. Очень популярно применение лекарств на основе аминокислот. Считается, что они нормализуют мозговые обменные процессы, но эта информация не подтверждена исследованиями.

На данный момент не существует единой точки зрения относительно этиологического фактора синдрома гиперактивности и дефицита внимания . В качестве причин рассматриваются следующие:

  • неблагоприятные экологические условия
  • воздействие на мать во время беременности инфекционных агентов, токсических веществ, алкоголя, никотина, лекарственных препаратов
  • несовместимость матери и плода по резус-фактору
  • угроза прерывания беременности
  • хронические болезни беременной матери
  • патология родов: стремительные, затяжные, кесарево сечение, применение наркоза и различных лекарств
  • родовые травмы и гипоксическое поражение мозга плода во время родов
  • различные болезни маленьких детей, сопровождающиеся значительным повышением температуры тела, приемом определенных лекарственных средств
  • пневмония, астма, диабет, сердечная недостаточность, патология мочевыделительной системы, в результате которых поражается головной мозг.

Наследственные факторы

Исследователи факультета психологии МГУ и медико-генетического центра РАМН пришли к выводу о том, что современным ученым так и не удалось достигнуть согласия в понимании причин синдрома гиперактивности и дефицита внимания . Специалисты США, Германии, Голландии и Колумбии полагают, что в развитии СДВГ на 80% играют роль гены. Изначально «подозрение» падало на 30 разных генов, но затем важнейшая роль была признана за тремя из них – геном белка, осуществляющего транспорт дофамина, и двумя генами рецепторов к этому гормону. Но, так или иначе, заболевание всегда развивается в конкретных условиях окружающей среды, которые могут вносить свои корректировки.

Проблема в том, что относительно синдрома гиперактивности и дефицита внимания существует масса различных мнений. Есть как сторонники реальности данного заболевания, так и те, кто его совершенно отрицает. Причем, по обе стороны баррикад находятся авторитетные ученые. В университете Мак-Мастера в Канаде специалистами были обозначены основные моменты, вызывающие наибольшее количество разногласий:

1. Не существует объективных методов лабораторных и инструментальных исследований, которые могли бы точно подтверждать диагноз СДВГ.

2. Нечеткость диагностических критериев, их частые смены и пересмотры.

3. Отсутствие способа терапии, который бы приносил 100%-й эффект у всех пациентов.

4. Использование при терапии психостимуляторов, которые могут вызывать зависимость.

5. Статистика заболеваемости различна на территории разных стран, а во время каждого нового исследования получаются новые данные.

Крупнейшая конференция, посвященная синдрому гиперактивности и дефицита внимания , прошла в 1998 году под эгидой национального Института Здоровья (National Institutes of Health) в США. Выводы оказались неутешительны: ученые сошлись в мнении, что на данный момент не существует такого вида исследования, подтверждающего диагноз СДВГ, а нарушения в мозге при этом также ничем не могут быть подтверждены.

Неопределенность в критериях и постановке диагноза синдрома гиперактивности и дефицита внимания осложняется еще и возникающими на ее фоне юридическими и этическими проблемами. Бурную реакцию протеста со стороны многих ученых и представителей общественности вызывает факт использования психостимуляторов и их активная пропаганда лицами и организациями, зарабатывающими деньги на рекламе.

ОЧНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ НЕВРОЛОГА.



Добавить эту страницу в свои закладки