+7(499) 341-41-14
+7(499) 720-49-40

+7(495) 232-00-10
+7(499) 720-46-50

Аутизм

Наиболее разработанной и в достаточной степени полной считается классификация по типам аутистических нарушений, разработанная московскими специалистами К.С.Лебединским и О.С.Никольской, которые выделили 4 группы на основании различий в их поведении. Группа 1. Данная группа характеризуется полной «оторванностью» от мира, отсутствием избирательности в контактах. У таких детей не развита речь, причем во многих случаях дети начинают говорить в раннем возрасте, а затем после перенесенного стресса или спонтанно постепенно приобретенные речевые навыки исчезают. У них может быть внутренняя коммуникативная речь, которую можно заметить лишь при условии длительного контакта с ребенком. Группа 2. Для детей этой группы характерен страх перед любыми изменениями в окружающей среде, неприятие любых контактов, которые не нравятся ребенку. Несмотря на трудности усвоения бытовых навыков, они прочно закрепляются. Очень четко проявляются страхи, они могут быть различными в зависимости от того, в каких условиях развивался ребенок. Речь скандированна. В поведении присутствует много стереотипных движений. При осмотре резко проявляется различие в развитии вербального и невербального интеллекта, вербальный зачастую значительно снижен, тогда как невербальный соответствует нормальному уровню. Ребенок активно стремится сохранить постоянство окружающей его среды, речевых форм и форм общения. При невозможности добиться своего, может последовать достаточно бурная эмоциональная реакция. Группа 3. Эти дети много и хорошо говорят, имеют богатый словарный запас, что создает впечатление «сверхобщительности», однако при этом они обращаются не к конкретному собеседнику, а к абстрактному лицу. Речь похожа на скороговорку. Их не беспокоит тот факт, что они могут быть не понятыми, их речь строится по типу монолога. Могут поставить себе цель и добиваться ее различными способами, но тем не менее приспособиться к изменчивости окружающей обстановки и к меняющимся обстоятельствам они не могут. Для них характерен высокий уровень социальной наивности. В большинстве случаев отмечается отказ от обучения. Поведение детей этой группы напоминает поведение невротичных детей. Окружающими они воспринимаются как плохо воспитанные дети. Ребенок любит говорить о том, что вызывает у него негативные эмоции, часто проявляет свое недовольство. При этом эмоциональная реакция взрослых на такое поведение только усиливает данные проявления, так как такие дети испытывают потребность в переживании ярких ощущений, которые усиливаются реакцией взрослых. Дети осознают это и провоцируют окружающих, затрагивая именно те темы («запретные» темы), которые вызывают протест со стороны взрослых. Таким образом, если родители хотят уменьшить эти проявления, в первую очередь, они не должны эмоционально реагировать на такого рода провокационные попытки. Группа 4. Наиболее легкая форма аутизма. Речь замедленна. Глазной контакт дети данной группы устанавливают гораздо легче, по сравнению с тремя предыдущими, у них гораздо меньше стереотипных проявлений. Их отличает повышенная ранимость в контактах, что делает их сверхзависимыми от эмоциональной поддержки близких людей. Отрицательная оценка со стороны взрослых негативно сказывается на развитии детей данной группы, усиливая тревожность и вызывая нежелание дальнейших действий, отказ от обучения и как следствие замедление развития. Проблема воспитания. Уже указывалось выше, что дети-аутисты отличаются повышенной чувствительностью к окружающему. Поэтому правильное поведение с аутистичным ребенком, формирует фундамент его характера и способствует его развитию. Воспитание ребенка-аутиста – вещь гораздо более сложная, чем его обучение, так как для такого ребенка его социальная адаптированность гораздо более важна, чем интеллектуальный потенциал. Родители, которые имеют ребенка с типом нарушений, относящимся к 1 и 2 группам, наиболее часто слышат неутешительные прогнозы. Безысходность родителей приводит к отказу от терапии. Некоторые дети из этих групп так и не начинают говорить, возможно, в данной ситуации для того, чтобы избежать постоянной травматизации ребенка более правильным решением будет обучение его жестов, который заменит вербальный способ общения. Аутичные дети подобны губке, так как они словно впитывают разнообразного рода информацию и ощущения. При этом они чрезмерно уязвимы и чувствительны. Даже маленькие проблемы, возникающие при повседневном общении, как правило, не замечаемые обычным ребенком, могут стать для ребенка-аутиста большой проблемой. Они могут почувствовать себя отторгнутыми, относя все происходящее на свой счет, что приводит к излишне резкой реакции. В таких ситуациях родителям или окружающим необходимо сохранить спокойствие и терпение. Близкие люди должны объяснить ребенку, что ему не хотят причинить вред или боль, что не все, что говорится, относится именно к нему. Необходимо препятствовать формированию у ребенка представления о себе как неуспешном. Неправильным является поведение родителей, когда они ведут себя по отношению к аутистичному ребенку, как к безнадежно больному, как к неудачнику или как к исключительному, резко отличающемуся от остальных детей. Одной из причин непонимания и нарушения взаимоотношений с окружением для аутистичного ребенка является то, что он не способен понять и осознать, что окружающие его люди способны что-то чувствовать. Он воспринимает их как объекты, способные к движению, и не имеющие своих чувств, желаний или потребностей. При этом объяснить что-либо обычным способом, как это делается с нормальными детьми, невозможно. Более того, попытки объяснить могут вызвать негативную реакцию у аутиста и ухудшению взаимоотношений. В данном случае гораздо эффективнее использовать метод «отзеркаливания». Почувствовав на себе дискомфорт в схожей ситуации, с большей степенью вероятности, аутичный ребенок воспримет это и изменит свое поведение.

Поэтому важной задачей, как для родителей, так и для психологов является обучение детей-аутистов распознавать эмоции, понимать психологию людей. Делая акцент на этом и улучшая коммуникативные способности ребенка, добиваются снижения уровня тревожности, а следовательно и к большей адекватности поведения в отношениях с другими людьми. При этом формирование навыка и повышение уровня понимания может осуществляться в любом возрасте, при условии постоянства работы с ребенком. Абсолютно не правильно не считаться с мнением аутистичного ребенка и не принимать во внимание его собственные желания. Наоборот большее понимание внутреннего мира ребенка, умение понять и озвучить его желания повышает уровень доверия и делает общение максимально эффективным. Зачастую именно преобладание отрицательных эмоций при общении служит препятствием для развития общения. При воспитании ребенка-аутиста более эффективен способ блокирования «неправильных», неэффективных форм поведения, что приведет к поиску других форм поведения, при этом важно не ругать ребенка, а, сохраняя нейтральную позицию, объяснять. Огромное преимущество такого подхода то, что ребенок самостоятельно будет искать наиболее приемлемые пути, и в дальнейшем будет это эффективно использовать. Также конечно важно поощрять игровую деятельность, так как только посредством игры возможно полноценное развитие любого ребенка. Бывают такие моменты в поведении детей-аутистов, когда они открыты для восприятия, моменты состояния, характеризующиеся более высоким уровнем поведения и понимания, чем обычно. И плохо, если ребенок полностью изолирован от сверстников, находится исключительно в привычном для него окружении, потому что в такие моменты он открыт для общения, для контакта с миром, для усвоения нового. Изоляция ребенка лишает его личного опыта. Так как способность матери понимать язык ребенка имеет важное значение и ее правильное поведение может эффективно помочь ребенку в преодолении существующих проблем, необходимо избегать неверного поведения. Существует несколько распространенных ошибочных типов воспитания: 1. Жесткий контроль со стороны родителей. Приводит к усилению замкнутости, снижает мотивацию к собственной деятельности даже у нормальных детей, не говоря об аутистах. 2. Гиперпротекция. Родители полностью ограждают ребенка от любых проблем, выполняя за него даже те действия, которые он сам в состоянии выполнить. Неважно в результате каких побуждений это делается, в силу чрезмерной опеки или вследствие нехватки времени и сил на направление его в нужную сторону. У ребенка также не формируется понятие дозволенности и недозволенности. Результат такого воспитания достаточно плачевный. Во всем потакая ребенку, мать даже не представляет в какой степени это все усугубится по мере взросления ребенка. Поэтому в воспитании аутиста необходимо придерживаться последовательного и в достаточной степени твердого направления, но не к полному контролю как в случае 1 типа воспитания. Представление ребенка о себе и его самооценка. Напрямую зависят от родителей. Ошибка заключается в том, что родители чаще фиксируют внимание ребенка и демонстрируют свою негативную оценку в ответ на какие то его неправильные действия, и при этом очень редко высказывают одобрение за успешные поступки. Тогда как ребенок, конечно, нуждается и в искреннем одобрении, для того, чтобы у него не сформировалась негативная оценка по отношению к себе.

Таким образом, основная задача родителей, так как для аутистичного ребенка именно они являются в максимальной степени тем окружением, которое влияет на формирование ребенка, заключается в адекватности предъявляемых требований. Чрезмерное завышение или наоборот недостаточная требовательность ведут к усугублению поведенческих проявлений. Завышенность требований, приведет к резкому снижению самооценки, ребенок утратит веру в собственные силы и способности, а их заниженность, в свою очередь, приведет к недостаточной ответственности, избалованности, что у ребенка-аутиста будет проявляться гораздо сильнее, чем у обычного ребенка. Основой оптимального воспитания и оптимального эмоционального контакта с аутистами являются такие моменты, как: партнерские доверительные отношения, побуждение словесных проявлений, развитие активности ребенка и совместная равноправная деятельность. Если же в семье нарастает эмоциональное напряжение, отрицательные эмоции, такая семья вряд ли поможет своему ребенку, родителям прежде всего необходимо уменьшать уровень конфликтности и объединить свои усилия. Гармоничные отношения в семье необходимы ребенку-аутисту как воздух. Д.Н.Штатт (1973) подразделил материнское отношение по неадекватности на несколько типов: 1. Мать своей повышенной тревожностью и эмоциональной зависимостью от ребенка подавляет его своими излишне аффективными реакциями; 2. Мать подверженная внезапным депрессивным состояниям и вследствие этого периодически своим поведением отвергает ребенка; 3. Мать равнодушная и безэмоциональная, создающая тем самым у ребенка чувство отвергнутости. Поэтому является необходимым создание комплекса психологической поддержки и обучения родителей, особенно матерей, которые берут основную нагрузку в силу особенностей отношений между ребенком и матерью на себя. Существует ряд правил, которые родители должны знать, если в их семье есть аутичный ребенок (Э.Эйдемиллер, В.Юстицкис «Семейная психотерапия»): 1) Даже если очень тяжело необходимо верить в победу и не терять надежду; 2) Необходимо научиться понимать состояние ребенка и его тревоги лучше, чем он сам себя понимает; 3) Необходимо завоевать доверие и откровенность со стороны ребенка; 4) Постоянный анализ удач и ошибок, поиск новых подходов, изучение отношений ребенка с другими людьми и анализ того, как другие люди находят подход к ребенку; 5) Нужно знать, что везде можно найти людей готовых помочь, надо искать союзников и не обижаться на тех, кто Вас не понимает и не может помочь. Семье необходимо оказывать и психологическую и педагогическую поддержку, предоставлять достоверную информацию об аутизме, обучать их, как можно изменить поведение ребенка и какие использовать способы коммуникации. Работа идет не только над проблемами ребенка, но также и над совершенствованием родителей. Специалист должен помочь родителям понять, какие проблемы существуют у ребенка, как справляться с ними оптимальным способом, какие перемены могут возникать в поведении ребенка при терапии. В процессе проводимой терапии родители меняют свое отношение к ребенку как к безнадежно больному, начинают воспринимать и ценить его как личность. Возраст 25-30 лет можно считать тем периодом, когда обучение должно закончиться и должен произойти переход к самостоятельной деятельности. В зависимости от возраста оказываемая помощь должна изменяться. В период раннего детства необходимо оказывать содействие, направленное на нормальный процесс развития ребенка. Здесь играет большую роль семья, которая должна стимулировать развитие внимания у малыша, способствовать развитию у него навыков общения и социальных навыков, препятствовать погружению ребенка в себя, уходу его от действительности. В этот период необходимо привить основные навыки ребенка, такие как личная гигиена, сон, питание и т.д. У детей школьного возраста должна быть составлена индивидуальная программа обучения, в которой учитываются потребности и способности ребенка и применяются адаптированные учебные материалы. В подростковом и зрелом возрасте основной акцент делается на усовершенствование имеющихся функций, требуемых для участия в обычной жизни. В этот период жизни надо постоянно удовлетворять потребности в обучении, проводить занятия в специальных центрах дневного пребывания, если такие имеются, возможна работа в мастерских с частичной или полной занятостью (в зависимости от способностей конкретного человека и уровня его умственного развития), либо должна рассматриваться возможность нахождения в центрах проживания с оказанием максимальной поддержки или на полуавтономном проживании. Всегда необходимо помнить, что от того, какую позицию займет семья, зависит уровень достижений ребенка. Родители могут занять пассивную позицию и оставить все попытки что-либо изменить, а могут, напротив, работать, совершенствоваться и не оставлять усилий. Известны случаи, когда в результате такой упорной работы, ребенок признанный «безнадежным», оказывался обучаем. Медикаментозное лечение. Медикаментозного лечения, при помощи которого можно было бы вылечить аутизм, не существует. Однако прием некоторых препаратов может оказать помощь в комплексе с другими компонентами коррекционной программы. Медикаментозные препараты применяют с целью снижения таких проявлений как: агрессивность, тики, тревожность, навязчивые состояния, перепады настроения, гиперактивность и т.д. Педагогические программы. Существуют учреждения и центры, в которых проводится работа с аутичными детьми и подростками. К ним относятся: специализированные школы и педагогические центры; центры, в которых пациенты с данным заболеванием могут находиться как постоянно, так и только в дневное время. В данных учреждениях учитывается специфика аутичного человека и его потребности, работают специалисты, занимающиеся именно в данном нарпавлении. Используются методики по изменению и коррекции поведения аутистов, занятия с логопедом, физическая терапия, игротерапия и т.д. Терапевт, работающий с ребенком-аутистом должен уметь фиксировать и понимать эмоции ребенка и его желания (агрессия, просьба поддержки, удивление, радость и т.д.). Даже у обычных людей около 60-70% информации передается невербально, в случае же аутичных детей этот процент выше. При занятиях групповой игровой психотерапией очень ценным является опыт пребывания аутичного ребенка в группе обычных детей. Наблюдая за ними при условии поддержки и объяснений со стороны терапевта, психолога или кого-то из родителей, ребенок-аутист набирает свой личный позитивный опыт общения, что способствует повышению его уверенности в себе. Главной задачей при игротерапии является не использование игрушек или интерпретация поведения, а развитие возможностей ребенка к построению отношений с окружающими людьми и, следовательно, к более адекватному общению. Можно наблюдать также за развитием ребенка через рисунок. Вначале терапии ребенок пассивен, но по мере того, как он осваивается в новой обстановке, начинает проявляться его активность и даже агрессия по отношению к терапевту. Это нормальное закономерное изменение в его поведении, которое не должно пугать родителей, без данных проявлений невозможно продвижение развития ребенка вперед. Важно направить возросшую активность ребенка в правильном направлении с целью формирования новых навыков и новых форм поведения. Хорошо, когда в занимающейся группе есть дети с разным уровнем развития, но примерно одного возраста. При общении и нахождении в центре дети-аутисты учатся различным вещам: одни наблюдает за чужой игрой при этом слушая объяснения происходящего со стороны терапевта или психолога, другие – играют и учатся нормально себя чувствовать в новой обстановке, несмотря на шум и отсутствие матери, третьи – получают возможность научиться контактам с другими детьми. Важной задачей психолога при групповых занятиях является пресекание ситуаций, которые могут вызвать аффективные состояния у детей; напряжение, возникающее у детей-аутистов, находящихся в группе, должно быть направлено на создание конструктивных изменений. Также важно менять время от времени обстановку, чтобы избежать возникновения стереотипов поведения при условии ее постоянства. Поддержка семьи. Сюда относится консультирование семей, в которых есть аутичные ребенок, обучение родителей, касающееся того, как вести себя с ребенком, как изменить его поведение, психологическая и педагогическая поддержка. Часто терапия, приводя к увеличению активности в контактах с окружающим миров, вызывает в свою очередь усиление агрессии. По мере взросления ребенка родителям становится все труднее переносить такие вспышки. Однако, если прекратить терапию и заглушить агрессивные проявления приемом препаратов, проблема будет просто «загнана» глубже внутрь без какого-либо решения. Как раз более правильным будет терпеливое отношение к ребенку и помощь в построении более адекватных форм поведения, необходимо структурирование его поведения. Социальные отношения сложны для аутиста, так как он не способен правильно моделировать взаимоотношения. Тем не менее, если аутистичный ребенок оказывается перед задачей принятия решения, в конце концов, он это сделает. Изменчивость окружающей обстановки может быть стимулом для увеличения приспособляемости и адаптивности, несмотря на то, что она травматична для таких детей. Главное для педагога, психолога или родителей почувствовать момент, чтобы предотвратить состояние когда аффективная реакция может оказаться слишком сильной. Таким образом, невзирая на проблемы, которые встают перед родителями и их аутистичным ребенком, всегда нужно стремиться к их преодолению.

ОЧНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ НЕВРОЛОГА.



Добавить эту страницу в свои закладки